Реорганизация Юридических лиц

   Реорганизация ООО регулируется ст.ст. 5760.2 ГК РФ, а также ст.ст. 51-56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО). Государственная регистрация обществ при реорганизации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

  ООО может быть реорганизовано как добровольно по решению его участников, так и по иным основаниям, предусмотренным ГК РФ и другими законами (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Добровольная реорганизация осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об ООО. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами (см, например, ст. 38 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), п. 2 ст. 57 ГК РФ).

   Реорганизация ООО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

   С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 (далее — Закона N 99-ФЗ) допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК РФ или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абзацы второй, третий п. 1 ст. 57 ГК РФ).

   Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (см, например, ст. 27 Закона о защите конкуренции, предусматривающую случаи необходимости получения предварительного согласия на реорганизацию антимонопольного органа).

  Решение о реорганизации общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников (или единственного участника общества) и должно быть принято единогласно (пп. 11 п. 2 ст. 33, п. 8 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).

   После принятия решения о реорганизации общества, участвующие в реорганизации, в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Закона о госрегистрации, по общему правилу, обязаны:

   — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения ООО обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации указанием формы реорганизации и с приложением решения (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Закона о госрегистрации);

  — в течение пяти рабочих дней после направления уведомления в регистрирующий орган письменно уведомить о начале реорганизации всех кредиторов;

  — после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц от имени всех участвующих в реорганизации обществ поместить в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о реорганизации (абзац второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). Государственная регистрация осуществляется только при представлении доказательств двух публикаций уведомлений о реорганизации.

   Кредитор, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации общества, вправе в течение 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым обществом. Правом такого требования не обладает кредитор, уже имеющий достаточное обеспечение (п.п. 2, 4 ст. 60 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Внимание!


  С 01.09.2014 при реорганизации ООО в форме преобразования не нужно совершать ряд действий, связанных с уведомлением кредиторов. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением из этого правила является положение п. 1 ст. 60 ГК РФ об обязанности в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации уведомить уполномоченный государственный орган о начале реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ»).


   Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству общества, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное общество и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

    До вступления в силу Закона N 99-ФЗ (01.09.2014) ст. 60 ГК РФ не устанавливала правовых последствий недобросовестного распределения активов и обязательств реорганизуемых юридических лиц. Однако судебная практика придерживалась аналогичной правовой позиции (о возложении солидарной ответственности на юридические лица, созданные в результате реорганизации) в случаях, когда при утверждении разделительного баланса было допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).

   Правила ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются к реорганизации общества в форме преобразования, которая осуществляется после 01.09.2014 (п. 5 ст. 58 ГК РФ, п.п. 1, 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).

   До 01.09.2014 правила ст. 58 ГК РФ предусматривали, что при реорганизации в форме разделения или выделения права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с разделительным балансом, а при реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования — в соответствии с передаточным актом.

   Действующей редакцией статей 58 ГК РФ определено, что при реорганизации в форме разделения и выделения вместо разделительного баланса составляется передаточный акт.

   С 01.09.2014 после вступления в силу Закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации ООО в форме присоединения, слияния и преобразования. В соответствии с этим федеральным законом из ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данных формах юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации.

  Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах:

      — п.п. 2, 5 ст. 52, п. 4 ст. 53, п.п. 2, 4 ст. 56 Закона об ООО;

  — пп. «д» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

   Как разъяснил Верховный Суд РФ по смыслу положений ст. 58 ГК РФ составление передаточного акта не требуется при реорганизации в форме слияния и присоединения (см. п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25), однако вопрос о передаточном акте при реорганизации в форме преобразования остался без внимания.

   Общество считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а в случае реорганизации в форме присоединения — с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

  С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абз. третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

  Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Внимание!

  С 01.01.2016 Государственная регистрация ООО может быть приостановлена сроком на 1 месяц, если у регистрирующего органа имеются основания для проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией (п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации).

 

  С 01.01.2016 расширен перечень оснований для отказа в регистрации при реорганизации юридического лица, в него добавлены в том числе:

 — несоблюдение установленного законодательством РФ порядка проведения реорганизации юридического лица (пп. «х» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);

  — внесение в ЕГРЮЛ сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени, в отношении ряда перечисленных в законе лиц, например, в случае содержания в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений или нарушения решения суда о принудительной ликвидации (пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

 В случаях прекращения ООО в результате реорганизации снятие его с учета в налоговых органах осуществляется налоговым органом самостоятельно, без участия налогоплательщика, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ).

  Читайте также:  Ликвидация ООООбжалование поставновление административного правонарушения

 Наш коллектив юристов оказывает консультационную, правовую и сопроводительную юридическую помощь  при реорганизации Юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования, а также проводим ликвидацию общества.